Автор: Сергей Алесковский, 05.12.14
Методика израильских полиграфологов "ART - ALL RELEVANT TECHNIQUE"
Уважаемые коллеги!
Позвольте рассказать Вам немного о том новом, что удалось узнать нам, полиграфологам Евразийской ассоциации полиграфологов, во время недавнего месячного обучения в Европейском филиале школы Бакстера, которое состоялось в августе 2014 года в солнечной Болгарии.
В наибольшей степени мне лично понравилась скрининговая техника "ART – All Relevant Technique" (всех проверочных вопросов) израильских полиграфологов Тувиа Шурани и Израэля Равида, о которой я и хочу рассказать сегодня.
Весьма распространёнными сегодня является деление всех полиграфных методик (я буду ссылаться на книгу Азаровой, Жирнова и Корочкина «Обзор методик полиграфных проверок США», Москва, 2013 г., на библию полиграфологов JamesAllanMatte «Forensic Psychophysiologyus in the polygraph», также на семинар Чака Слапски в Москве в апреле этого года) на тесты «выявления знания» и тесты «проверки истинности».
К тестам «выявления знаний», понятное дело, относятся тест пика напряжения, тест Ликкена и различные виды поисковых тестов, что очень интересно со всех сторон, но не является задачей моего сегодняшнего повествования, раз уж я заговорил о скрининге.
К тестам «проверки истинности», относятся тесты проверочно-нейтральных вопросов и многочисленные тесты контрольных вопросов (вопросов сравнения). Понятное дело, тесты контрольных вопросов интересуют всех российских полиграфологов, ныне мы, пожалуй, разбираемся в Юте и Матте уже лучше, чем создатели этих тестов…
Но я хочу углубиться именно в самую простую, на первый взгляд, но по-своему интересную методику проверочно-нейтральных вопросов. Часто о ней скептически говорят – это позавчерашний день, старик Марстон и вездесущий Килер когда-то создали её самой первой и, как говорится, первый блин комом.
Так вот к этой методике относятся хорошо известный тест проверочно-нейтральных вопросов, тест общих вопросов и тест проверочно-проверочных вопросов. Первые два я оставляю за рамками своего рассмотрения, а остановлюсь на третьем – тесте проверочно-проверочных вопросов (Relevant/RelevantTechnique). Известно, что этот тест применяется для скрининга персонала, и каждый проверочный вопрос касается разных вредных привычек (например, дисциплинарные нарушения, криминальное прошлое, употребление наркотиков и т.д.).
Понятно, что тест проверочно-проверочных вопросов обладает огромным обвинительным уклоном при расследовании. Но в преломлении к нашему повествованию это совершенно не существенно. Задача методики ART на первом этапе состоит в том, чтобы выделить вопросы с максимальными физиологическими реакциями опрашиваемого, как говорят наши маститые полиграфологи: «зарегистрировать генерализованный, неспецифический ответ функциональной системы гомеостатического уровня на то или иное внешнее воздействие».
Первый тест методики – тест проверочно-проверочных вопросов, имеет очень простую структуру:
Желательно использовать до 8 проверочных вопросов. Каждый проверочный вопрос – это, естественно, самостоятельная проверяемая тема.
Жертвенно-проверочный вопрос является генеральным и может формулироваться в виде: «Вы будете правдиво отвечать на все вопросы этого теста?»
Оценка теста происходит путём ранжирования по каждому физиологическому каналу в отдельности. Ранжирование – исключительно эффективный математический аппарат в руках полиграфолога.
Например, у нас всего пять факторов риска и, соответственно, пять проверочных вопросов. Если по верхнему дыханию максимальная реакция была выявлена на второй вопрос, то ему присваивается 5 баллов.
Если минимальная реакция по ВДХ выявлена на третий проверочный вопрос, то ему присваивается 1 балл. Остальным проверочным вопросам присваивается промежуточное количество баллов.
Та же операция выполняется по каналу КГР и кардиоканалу. Так как российские полиграфологи, как правило, кардиосигнал снимают и с помощью датчика АД и с помощью датчика ФПГ, то ранжируется каждый из этих физиологических каналов. Точность обсчёта при этом только возрастает.
Естественно, что физиологические признаки мы учитывали по параметрам Кирчера.
В результате ранжирования мы получили, что максимальные физиологические реакции были получены на П4(19 баллов) и чуть меньшие реакции на проверочный вопрос П2 (15 баллов).
Основная логика теста проверочно-проверочных вопросов проста и понятна: если нечего скрывать, то все вопросы представляют примерно равную незначительную угрозу и, соответственно, реакций нет или они незначительны.
Если опрашиваемому есть что скрывать, то обнаруживаются значительные физиологические реакции.
Всё было бы здорово, если бы не вмешивался так называемый «Комплекс подавления реакций»:
При полиграфном тестировании психологическая установка испытуемого будет обращена на вопрос теста, содержащий наибольшую угрозу для его благополучия.
Появляется избирательное внимание, которое может отвлечь внимание опрашиваемого от вопросов с меньшей угрозой. Следовательно, происходит воздействие на другие вопросы, кроме того, который вызвал избирательное внимание испытуемого, в виде уменьшенной по интенсивности реакции.
Поэтому, когда два совершенно разных негативных фактора включены в один тест, то причастный, совершивший эти два отрицательных поступка может физиологически реагировать только на то действие, которое, как ему кажется, несёт наибольшую угрозу для его благополучия.
В этом проявляется Комплекс подавления реакции на один из вопросов, значимых для опрашиваемого.
Итак, мы выявили несколько вопросов с максимально выраженными физиологическими реакциями. Мы поступали грубо, как скульптор первые разы ударяет по камню, оттёсывая совершенно ненужные куски породы. Но дальше он вместо, образно говоря, кувалды берёт малюсенький молоточек и начинает стучать по-другому. Вот и методика ART, выделив проблемные зоны, меняет грубый тест проверочно-проверочных вопросов на тонкий и чувствительный тест контрольных вопросов.
Итак, предположим, у нас пять проверочных вопросов.
П1 П2 П3 П4П4
Допустим, что по рейтингу значимости преобладают второй и четвертый. Значит, для дальнейшего анализа работаем с ними.
П2 П4
Составляем два однотемных теста контрольных вопросов, один для второго проверочного вопроса, другой для четвёртого. Лучше всего подойдёт YouPhase Бакстера с восемью вопросами: Н С Ж-П К П К П К, который задаётся два раза. Он самый короткий. Но можно использовать и тест Матте и однотемную Юту.
ТКВ2 ТКВ4
Дальше начинается самое интересное, почему мне и нравится скрининговая техника "ART – All Relevant Technique". По результатам каждого из тестов ТКВ (ТКВ2 и ТКВ4) возможен один из трёх выводов: Истина, Ложь и Неопределённость.
Если в ТКВ2 и в ТКВ4 вывод получился «Истина», то тестирование закончено и обследуемый – достойнейший из достойнейших.
Если в ТКВ2 или в ТКВ4 вывод получился «Ложь», то он сразу отправляется в итоговую характеристику по обследованию: ложь на конкретный вопрос выявлена!
Допустим, ТКВ2 дал вывод «Ложь», а ТКВ4 дал вывод «Истина». В этом случае мы полностью разобрались с проверочными вопросами №2 и №4 нашего первого теста проверочно-проверочных вопросов, но возможно осталась проблема, связанная с Комплексом подавления реакции. Ведь мы не знаем, может быть, сильнейшая значимость для опрашиваемого проверочного вопроса №2 полностью задавила значимые для опрашиваемого первый, третий или пятый проверочные вопросы.
Поэтому, мы выбираем из оставшихся проверочных вопросов самый сильнейший по нашей рейтинговой характеристике. Им является проверочный вопрос №1, реакция по которому равна 10 баллов. Теперь для этого вопроса готовим однотемный тест ТКВ1, который и предъявляем. Если результат «Истина» - тестирование полностью заканчивается. Если в тесте ТКВ1 результат оказывается «Ложь», то эту информацию отправляем в итоговый результат по обследованию, а для дальнейшей борьбы с Комплексом подавления реакции мы вынуждены перейти к сильнейшему из двух оставшихся проверочных вопроса и т.д.
В общем, нам необходимо получить у двух ТКВ результаты «Истина». Чаще всего нам достаточно двух-трёх тестов контрольных вопросов, но очень редко бывают случаи, когда у опрашиваемого играют все проверочные темы.
В заключении я хотел бы снять с себя возможные обвинения в космополитизме и преклонении перед западным. Я являюсь учеником российской полиграфологической школы, вернее школ, так как учился у В.А. Варламова, И.С. Зубриловой, Ю.И. Холодного и В.В. Коровина, людей талантливых и самобытных. Но в мире есть и другие школы полиграфологов, тоже неплохие – американские, израильские и т.д., чей положительный опыт следует использовать в работе.
Автор:
Сергей Алесковский, Президент ОО «Евразийская ассоциация полиграфологов»,
полковник запаса, PhD, профессор Академии экономики и права