Выравнивание по ширине
Для достижения максимальной эффективности целенаправленного тестирования памяти необходимо учитывать особенности психофизиологии памяти:
Формирование совокупности образов памяти в отношении исследуемого события происходит в прямом хронологическом порядке:
- формирование совокупности образов в памяти начинается с периода времени, который предшествует событию (фрагмент "До");
- начальный этап формирования совокупности образов продолжается в периоде времени осуществления события (фрагмент "В ходе");
- формирование совокупности образов в памяти заканчивается периодом времени после произошедшего события (фрагмент "После").
Следовательно, реконструкцию совокупности образов памяти в отношении исследуемого события оптимально производить в той же хронологической последовательности, как она формировалась в действительности.
Одна из классификаций памяти выделяет декларативную и процедурную память. Применительно к совокупности образов памяти в отношении исследуемого события следует учитывать, что:
- у респондентов, не причастных к исследуемому событию, возможно наличие только декларативной памяти (предположения того, как всё могло происходить в действительности);
- у респондентов, причастных к исследуемому событию, возможно наличие, как декларативной памяти, так и процедурной памяти (знания того, как всё происходило в действительности).
Следовательно, при реконструкции совокупности образов памяти в отношении исследуемого события необходимо целенаправленно исследовать у респондентов наличие информации именно в процедурной памяти (выявлять факты, действия, знания).
По времени сохранности информации память подразделяют на кратковременную и долговременную, при этом совокупность образов памяти в отношении исследуемого события сохранена в долговременной памяти; вопросы предстоящего ПФИ, с которыми был ознакомлен респондент, сохраняются в кратковременной памяти не более чем на 15–20 минут, в количестве 7+/–2 вопроса. Следовательно, ознакомление респондентов с каждым целевым стимулом (проверочным вопросом) исследования оптимально осуществлять в ходе процедуры ПФИП, непосредственно перед его формулировкой.
Как известно, нахождение человека в изменённом состоянии сознания, вследствие:
- приёма некоторых веществ (алкоголь, наркотики);
- высокого уровня психоэмоционального напряжения (состояние аффекта),
- гипнотического внушения (блокирования совокупности образов памяти), может нарушать процесс запоминания информации (фрагментарно или полностью).
При этом в ходе ПФИП достоверные физиологические реакции в ответ на проверочные вопросы в отношении исследуемого события могут частично или полностью отсутствовать. Следовательно, необходимо дифференцировать физиологическую амнезию (забывание) от патологической, так как только патологическая амнезия (состояние патологического аффекта) рассматривается как смягчающее обстоятельство.
Одним из предметов исследования клинической психологии являются так называемые "ложные воспоминания", которые формируются благодаря предположениям и догадкам (в декларативной памяти), и даже психически здоровый человек может быть искренне убеждён, что всё иллюзорно представляемое происходило в действительности. Следовательно, в ходе ПФИП необходимо дифференцировать сознательное (умышленное) лжесвидетельствование от бессознательного (искреннего) заблуждения.